Электронное расписаниеПрофориентацияИнформация о мерах поддержки лиц, принимающих участие в специальной военной операции, и членов их семейГорячая линия: 8 953 855-33-76 - Организация обучения в колледже, направления подготовки
8 953 583-22-80 - Поступление в колледж, приемная комиссия 8 902 942-85-40 - Практическое обучение, трудоустройство выпускников колледжа
|
Основные направления психолого-педагогической работы Подготовка активного специалиста с развитым самопознанием, самоорганизацией, способного к социальной адаптации, раскрытию собственных сил и потенциала невозможно без психологических знаний. Как известно, преподаватели работают со студентами юношеского возраста, со всеми ему присущими психологическими особенностями. В преподавательский состав входит немалое число людей, не имеющих психологического образования. А есть еще и родители, которые не всегда знают, как поступить в той или иной ситуации в отношении со своими детьми. Таким образом, проблемы возникают всегда и нужно уметь их разрешать. С целью содействия полноценному и своевременному психологическому развитию студента, обеспечения его психического здоровья и эмоционального благополучия в колледже организовано психолого-педагогическое сопровождение. Психолого-педагогическое сопровождение формирования личности студента осуществляется по следующим направлениям:
Психодиагностика направлена на выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психологического состояния студентов. Преподавателям надо знать, что мы имеем, что исправлять, с чем работать. Психологическая диагностика проводится как с группами студентов, так и индивидуально. Так, в период с сентября по декабрь диагностируются студенты первого курса по проблемам адаптации. Определяется в целом уровень адаптации с помощью многоуровневого личностного опросника «Адаптивность». Этот тест имеет несколько структурных шкал: шкала поведенческой регуляции рассматривает склонность к нервно-психическим срывам, адекватности самооценки, восприятия действительности; шкала коммуникативного потенциала характеризует коммуникативные способности, проявление агрессивности, конфликтности; шкала морально-нравственной нормативности оценивает уровень социализации, стремление соблюдения общепринятых норм поведения. Для прогнозирования развития состояния межличностных отношений в учебной группе исследуются уровень благополучия во взаимодействии членов группы и их социометрический статус. Для формирования деятельности активов групп проводится экспресс диагностика характерологических особенностей личности и «Психогеометрия». Данные методики позволяют определить ведущие черты личности, способы реагирования в обыденных ситуациях, тип темперамента и скорректировать способы взаимодействия в системе «преподаватель — студент», «студент — студент». В группах 2-4 курса психологическое обследование проводится выборочно по проблемам межличностных отношений, изучению психофизиологических, характерологических особенностей личности, самооценке, конфликтности, поведенческим характеристикам и т.д. Помимо стандартизированных и проективных тестов в диагностической работе используется анкетирование. Основной диагностической задачей анкетирования является выяснение биографических сведений, ценностных ориентаций, социальных установок и личностных черт. Так в нашем колледже проводятся анкеты по исследованию учебной мотивации студентов, определению уровня воспитанности студентов, отношения к здоровому образу жизни, интересов и ценностей студенческой молодежи. Психодиагностика – направлена на выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психологического состояния обучающихся, которые должны быть учтены в образовательном процессе. Любая психодиагностическая деятельность является элементом целостного процесса и обретает смысл и ценность лишь во взаимосвязи с другими элементами, чаще всего профилактической и коррекционно-развивающей деятельностью. В рамках данного направления проводятся следующие мероприятия: 1. Выступления с методическими докладами на педсоветах, семинарах кураторов, родительских собраниях. Например:
Традиционным мероприятием для преподавателей стало проведение семинара-практикума на разнообразную тематику: «Особенности юношеского возраста», «Как повысить стрессоустойчивость», «Основы педагогического общения». 2. Тренинги и интерактивные занятия со студентами. Например:
Психологическое консультирование проводится в течение всего учебного года по заявкам кураторов, родителей, студентов. Направлено на оказание помощи студентам, испытывающим трудности в общении, адаптации к новым условиям жизни, оказание помощи и поддержки участникам образовательного процесса, находящимся в стрессовом состоянии или в состоянии сильного эмоционального переживания, помощи в решении конфликтных ситуаций. Важное направление в деятельности психолога занимает просвещение, которое носит профилактический и образовательный характер. В первом случае речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении студентов посредством информирования родителей и преподавателей по результатам диагностики и наблюдения. Во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и преподавателей с различными областями психологических знаний. В рамках просветительской работы среди студентов, родителей и педагогического коллектива проводятся различные мероприятия, например: 1. Распространение психологических знаний через факультатив "Психология общения". 2. Тематические классные часы для студентов по темам:
3. Подборка материала и разработка методических пособий для проведения уроков, классных часов, индивидуальных и групповых бесед. Например:
4. Выступление на родительских собраниях и педагогических семинарах по темам:
Таким образом, задача педагога-психолога состоит в том, чтобы помочь студенту раскрыть свои возможности, обрести уверенность в себе, подкрепить то положительное, что есть в его личности, удержать от неблаговидных поступков. Потому, что вовремя оказанная поддержка освобождает студента от множества проблем, которые постоянно накапливаются и не позволяют ему быть самим собой, а значит полноценно жить и учиться. Роль психолого-педагогического сопровождения в воспитательной системе колледжа велика. Педагог «сеет разумное, доброе, вечное», а психолог – направляет в нужном направлении. |