Основные направления психолого-педагогической работы

Основные направления психолого-педагогической работы
Подготовка активного специалиста с развитым самопознанием, самоорганизацией, способного к социальной адаптации, раскрытию собственных сил и потенциала невозможно без психологических знаний. Как известно, преподаватели работают со студентами юношеского возраста, со всеми ему присущими психологическими особенностями. В преподавательский состав входит немалое число людей, не имеющих психологического образования. А есть еще и родители, которые не всегда знают, как поступить в той или иной ситуации в отношении со своими детьми.  Таким образом, проблемы возникают всегда и нужно уметь их разрешать.

С целью содействия полноценному и своевременному психологическому развитию студента, обеспечения его психического здоровья  и эмоционального благополучия в колледже организовано психолого-педагогическое сопровождение.
 

Психолого-педагогическое сопровождение формирования личности студента осуществляется по следующим направлениям:
  • психологическое диагностирование;
  • психопрофилактика и коррекция;
  • психологическое консультирование;
  • психологическое просвещение.
Психодиагностика направлена на выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психологического состояния студентов. Преподавателям надо знать, что мы имеем, что исправлять, с чем работать. Психологическая диагностика проводится как с группами студентов, так и индивидуально.
Так, в период с сентября по декабрь диагностируются студенты первого курса по проблемам адаптации. Определяется в целом уровень адаптации с помощью многоуровневого личностного опросника «Адаптивность». Этот тест имеет несколько структурных шкал: шкала поведенческой регуляции рассматривает склонность к нервно-психическим срывам, адекватности самооценки, восприятия действительности; шкала коммуникативного потенциала характеризует коммуникативные способности, проявление агрессивности, конфликтности; шкала морально-нравственной нормативности оценивает уровень социализации, стремление соблюдения общепринятых норм поведения.

Для прогнозирования развития состояния межличностных отношений в учебной группе исследуются уровень благополучия во взаимодействии членов группы и их социометрический статус. Для формирования деятельности активов групп проводится экспресс диагностика характерологических особенностей личности  и «Психогеометрия». Данные методики позволяют определить ведущие черты личности, способы реагирования в обыденных ситуациях, тип темперамента и скорректировать
способы взаимодействия в системе «преподаватель — студент», «студент — студент».

В группах 2-4 курса психологическое обследование проводится выборочно по проблемам межличностных отношений, изучению  психофизиологических, характерологических особенностей личности, самооценке, конфликтности, поведенческим характеристикам и т.д.
 
Помимо стандартизированных и проективных тестов в диагностической работе используется анкетирование. Основной диагностической задачей анкетирования является выяснение биографических сведений, ценностных ориентаций, социальных установок и личностных черт. Так в нашем колледже проводятся анкеты по исследованию учебной мотивации студентов, определению уровня воспитанности студентов, отношения к здоровому образу жизни, интересов и ценностей студенческой молодежи.
 

Психодиагностика – направлена на выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психологического состояния обучающихся, которые должны быть учтены в образовательном процессе. Любая психодиагностическая деятельность является элементом целостного процесса и обретает смысл и ценность лишь во взаимосвязи с другими элементами, чаще всего профилактической и коррекционно-развивающей деятельностью.
 
    В рамках данного направления проводятся следующие мероприятия:
 
1. Выступления с методическими докладами на педсоветах, семинарах кураторов, родительских собраниях. Например:
  • Проблемы адаптации первокурсников;
  • Проблемы во взаимоотношениях между подростками и родителями;
  • Психология юношеского возраста и формирование самосознания;
  • Мотивация к учебной деятельности;
  • Эффективное общение с родителями;
  • Наркотическая  зависимость и ее профилактика и др.
    Традиционным мероприятием для преподавателей стало проведение семинара-практикума на разнообразную тематику: «Особенности юношеского возраста», «Как повысить стрессоустойчивость», «Основы педагогического общения».
 
2. Тренинги и интерактивные занятия со студентами. Например:
 
  • Тренинг для первых курсов на решение адаптационных проблем;
  • Групповое занятие на развитие социального интеллекта «Познавая себя и окружающих»;
  • Тренинг коммуникативной культуры;
  • Тренинг уверенного и неуверенного поведения;
  • Интерактивные занятия на формирование сплоченности и толерантности в группе и т.д.
Психологическое консультирование проводится в течение всего учебного года по заявкам кураторов, родителей, студентов. Направлено на оказание помощи студентам, испытывающим трудности в общении, адаптации к новым условиям жизни, оказание помощи и поддержки участникам образовательного процесса, находящимся в стрессовом состоянии или в состоянии сильного эмоционального переживания, помощи в решении конфликтных ситуаций.
 

Важное направление в деятельности психолога занимает просвещение, которое носит профилактический и образовательный характер. В первом случае речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении студентов посредством информирования родителей и преподавателей по результатам диагностики и наблюдения. Во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и преподавателей с различными областями психологических знаний.
 

В рамках просветительской работы среди студентов, родителей и педагогического коллектива проводятся различные мероприятия, например:
 
1. Распространение психологических знаний через факультатив "Психология общения".
 
2. Тематические классные часы для студентов по темам:
 
  • «Знаете ли вы себя?»
  • «Дела домашние»
  • «Найти работу» и др.
3. Подборка материала и разработка методических пособий для проведения уроков, классных часов, индивидуальных и групповых бесед. Например:
 
  • «Можно ли улучшить свою память?»
  • «Правила хорошего настроения»
  • «Конфликт и пути его разрешения» и др.
4. Выступление на родительских собраниях и педагогических семинарах по темам:
 
  • Учет темперамента в учебно-воспитательной работе;
  • Взаимоотношения с подростком и др.
  • «Психологическая поддержка родителями своего ребенка в период сессии»,
  • «Влияние эмоциональной среды на успеваемость студентов»,
  • «Отношения в семье». 
Таким образом,  задача педагога-психолога состоит в том, чтобы помочь студенту раскрыть свои возможности, обрести уверенность в себе, подкрепить то положительное, что есть в его личности, удержать от неблаговидных поступков. Потому, что вовремя оказанная поддержка освобождает студента от множества проблем, которые постоянно накапливаются и не позволяют ему быть самим собой, а значит полноценно жить и учиться.
 
 
Роль психолого-педагогического сопровождения в воспитательной системе колледжа велика. Педагог «сеет разумное, доброе, вечное», а психолог – направляет в нужном направлении.